IFMC art_sessio менестрель главная
  галлерея новости пресса отзыв очерки
Владимир Устинов
об особенностях "классической" гитары
кто?кому?
в защиту подворотни
Анатолий Ольшанский
размышления на тему гитары и музыки
 
В конце 1999 года специально для "Менестреля'2000" российским педагогом, писателем Владимиром Устиновым были написаны несколько очерков с описанием исторических особенностей развития гитарной школы в Европе, оригинальных ответов на происходящее в гитарном мире сегодня. В суматохе подготовительного периода того времени, статьи опубликовать не удалось. Затем последовали двухлетние каникулы. А в 2002 году выдающийся искусствовед, соавтор мирового открытия в области музыкальных инструментов - гитары "ГРАН" (Гитара Российская Акустическая Новая) - умер. Очередной инфаркт. Но написанное Владимиром специально для Витебска, является достоянием всех, кто любит Музыку и Гитару.

ОБ ОСОБЕНОСТЯХ "КЛАССИЧЕСКОЙ" ГИТАРЫ

Владимир Устинов
14-ноября. 99г. Вена.

После многолетнего пребывания на Западе, после восхищения и привыкания, после своего рода даже усталости, можно позволить себе говорить об известном нам предмете ГИТАРА с необходимой долей ответственности. Заранее скажу, что в этой заметке я не ставлю своей целью переубедить упрямого. Цель одна - обрисовать картину, какой она открылась нам за годы и годы пристального всматривания в развитие гитары на Западе и в странах Восточной Европы.
Начну, как ни странно, с рояля. Если бы Вам удалось побывать на Франкфуртской Музыкальной Ярмарке, Вас, возможно, более всего поразило бы то, что творится в мире рояля. Современный рояль, однозначно лучше прежних, старых. Такого мнение большинства концертирующих музыкантов. Сегодня здесь не редко проектируют роскошную виллу сразу же с роялем и залом, специально акустически приспособленным для инструмента. На рояле не играют гости… Не играет и сам хозяин… Рояль играет сам. В рояле приводы к клавишам, и инструмент работает по заданию компьютера, сам, но точно соответствуя "указаниям" исполнителя. Живой Рахманинов-невидимка? Пожалуйста! Оживим кого угодно… Никаких усилителей и акустических колонок, рояль повторит каждый нюанс исполнения, точно если бы сам оживший давил на клавиши… Невероятно? Да. Но факт не из безответственной газетки. Безусловно такое чудо стоит и чудовищных денег! Потому что в этом случае речь ведётся о супер современных, сверх дорогих технологиях.
С другой стороны, посмотрим на историю скрипки, и виолончели. Скрипка закончила своё развитие триста лет назад, и никаких особенных новшеств больше не демонстрирует. О виолончели вообще отзываются снисходительнее. Говорят, что Страдивари не довёл этот инструмент до ума, не успел. Потому скрипачи и виолончелисты предпочитают по-прежнему инструменты старых мастеров. А гитаристы? Положение двоякое: и да, и нет. Самыми развивающимися на сегодняшний день являются щипковые инструменты, гитара в первую очередь, прибавьте сюда все новшества вокруг электрогитар, и вы поймёте какая каша варится с этим ещё молодым инструментом.

Совершенна ли шестиструнная гитара?
- Нет.
Все проблемы в порочности самой конструкции. И первая из них - гитара не долговечна. Нам приходилось видеть десятки гитар самых великих мастеров прошлого. С одной стороны они поражают своей оригинальностью, приметами вкусов того времени. И это безусловно привлекает. Тут же диву даёшься, как они могли играть на столь узких грифах! И почему те из них, что красивы, по звуку не сильные… И наоборот… И вообще не известно - как они звучали многие годы назад… Подозрительно! Тогда перед исполнителем встаёт вопрос, искать ли ему антикварную гитару, чтобы быть ближе по исполнению с музыкой написанной в то время, или брать новую, пересматривать интерпретацию исполнения. В таком случае, либо приобретают антикварную гитару, либо заказывают такую же у тех, кто в точности знает "старинные рецепты" её изготовления. Игра музыки исключительно испанской, не позже тридцатых годов нашего века - для многих дело решённое. Дальше, полагают они, гитара начала терять, исчерпала себя. Исходя из этого, понятно, почему ещё и сейчас многие шестиструнную гитару не называли классической, а испанской. Почему? Потому что она не совершенна в сравнении с ранее указанными инструментами. Бас МИ вовсе не звучит акустически в соответствии с высотой этого тона… Баланс и длинна звучания первых струн попросту сомнительна, и в гармоническом смысле не выдерживает критики. Да, в гитаре много чего привлекательного, душевного… но увы, инструмент вышел далеко ещё не весь, не весь родился, если позволят мне так выразиться, и это же подтверждает сегодняшняя наука - акустика.

Самым крупным, с научной точки зрения, вкладом в развитии конструкции шестиструнной гитары XX века, стали работы американцев: доктора физики Майкла Каша и мастера Ричарда Шнайдера. Тридцатилетний труд этих великих подвижников гитарного дела сегодня замечен и оценен вполне. За ними (после смерти Шнайдера) последовал, а далее и развил идею совершенной КЛАССИЧЕСКОЙ гитары Боаз Алькаям. С ним нас связывает многолетняя дружба со времён наших американских поездок. В разработку этого инструмента мастер вложил уже около 200 тыс. долларов. К тому же, будучи штатным учёным университетской лаборатории, имеет поддержку государства и соратников учёных… В его распоряжении космические технологии, сверхмощные лазеры, лаборатория во Флориде… и т.д. И вот удача! Сегодня такой инструмент, названный им по имени своей матери-испанки Кларита, находится в нашем венском ГРАН-Центре на тестировании. Пока таких инструментов в мире всего шесть. Крупнейший гитарист США, Курт Родармер, недавно записал свой новый компакт на Кларите. А вообще-то он из тех, кто работает на гитарах Шнайдера-Каша. И не зря называет их магическими, оценивая особенность их воздействия на слушателя. Звучание такой гитары НЕ сногсшибательно. Нет, оно просто захватывает, завораживает и потрясает…
И с такой гитарой, Курт скоро приедет к Вам в Витебск. Редкое, скажу я, событие. Очень трудно говорить о том, что нужно послушать. И всё же, ещё раз. Эта новая гитара не то что громче… Она явно слышнее. Она яснее. Она притягательнее. Она совершеннее…
Мы, с Анатолием Ольшанским - авторы ГРАН гитары, которую по праву считают мировым открытием в области акустических музыкальных инструментов, - постоянно питаем в себе и поддерживаем интерес у других во всех серьёзных работах в области создания современных инструментов. В том, что касается нового в ГРАН гитаре, Вам так же предстоит убедиться в феврале 2000 года. Новые инструменты требуют новых исполнительских навыков, ждут новых исполнителей. Не упустите свой шанс познакомиться с по-настоящему новым в гитаре.


14-ноября.

Несколько лет назад, довелось проехать по Испании 9 тысяч километров. Начали с севера, где баски. Бургос. Звучат духовые оркестры и даже волынки, словно бы мы во Франции. "Вот так-так!" - подумал я, - "Никаких тебе гитар…"
Человек любит "старить" историю. Принято считать, что гитара известна и популярна в Испании с 15 века. Не правда. И в этом легко убедиться. Просмотрите Дон Кихота. Там всего лишь дважды встречается слово "гитара". Рота, лютня - другое дело. Последнюю ненавидели, потому что она арабская. А это уже был век семнадцатый. А если и была гитара в то время, то что и как на ней играли? Читаем: Гарсио Лорка-музыкант указывает, на то, что в музыке фламенко использованы песнопения евреев, а орнаментика арабов. Это очень похоже на правду. По всей Испании евреи и арабы селились на соседних улицах. Они тогда видели себя братьями, а не врагами, как сегодня. Это очевидно из их соседствующих кварталов в Севилье и Гранаде… Но, кроме фламенко, была ещё и другая гитара. Более европейская, так скажем. На ней играли опереточную музыку, идущую из Парижа, австро-венгерской Вены… Последняя книга Мозера о Тарреге и его окружении, ясно свидетельствует об этом. С одной стороны, Таррега учился игре на гитаре в кварталах своего городка и также в Барселоне, с другой, - влияние престижного образования, - обучался игре на рояле. Фламенкисты не играют Таррегу, Таррега не играл фламенко. Разве что используют элементы. Народные гитары и мода гитар салонных - два направления тех лет. Сегодняшние уличные музыканты здесь больше из вторых. Выкинуло их наше время из тех салонов, и они потеснили на улице народных гитаристов.

Есть ещё и новая элита: концертные исполнители. Это сложилось при Сеговии. Сеговия показал миру, что гитарой можно зарабатывать много. Пробуются большие залы. Престижные ангажементы. В этом новом движении быстро взяло верх менеджерское дело. Сегодня всеми серьёзными раскрутками артистов управляет Нью-Йорк. Никакой не Париж. В Нью-Йорке все деньги мира, и оттуда Париж, как впрочем и весь остальной мир, не существует, разве что, как поле деятельности… У них свой Метрополитен Опера… Волна мирового успеха Сеговии случилась конечно же в США. Но было бы не верно думать, что Сеговия был там один. В США из Испании и Латинской Америки хлынуло после первой мировой и перед второй, и после - тысячи гитаристов! Целые фамилии (семьи), такие, как Ромеро и прочие.
Репертуарное направление концертного исполнителя запада известно. Барочная музыка. И.С. Бах. Классика от Джулианни, Сора и дальше: Испания конца прошлого и до средины этого века, Брауэр, и те, кто уже за ним… Ставка всегда делается на открытие нового имени композитора, или на новую солидную транскрипцию. Дело пошло так, что сегодня уже перелопачивают и играют от начала до конца целые оркестровые симфонии! (Ямашито - Япония). Примечательно, что в книгах с биографией Сора едва упоминается о том, что Ф. Сор бывал в России. А то, что он провёл там годы и многое заимствовал и переработал - никогда.

Кто же является основным потребителем концертно-пластиночной продукции гитаристов?
Сложившийся в двадцатом веке музыкальный клан гитаристов создал для себя целую сеть учебных заведений. Можно сказать, что они сами и есть почти единственные потребители собственной же продукции. Кого удивляет "сверх-мастерство" Ямашиты? - Своих.
Но всё же со стендов магазинов уходят компакты в сторону просто любителей послушать гитару. Эти берут Фламенко - кусочек Испании: воспоминание о проведённом отпуске, или с мечтой провести его там. Карнавальная гитара Бразилии - по тем же основаниям. Кроме того, всегда в цене поп-классика. Это всё та же салонно-довоенная музыка Испании. Кто играет её? - Испанцы и все, кто вначале сделал себе имя на открытии новых композиторов и на демонстрации "сверх мастерства". Конечно же всегда есть новинки, и мода. Сегодня широкий круг слушателей гитары знает Астора Пьяцоллу больше, чем имя любого другого современного гитарного композитора. И не потому, что неумирающее вечно живое Танго, а потому, что это своё, здешнее, собственного Европейского дома - танго. А Европе нужно объединение, она боится войны… Но это, так сказать, уже совсем внутренняя, невидимая из Восточной Европы реальность…

Как играет современный исполнитель на Западе?

Очень чисто. Стремится к стерильности, к идеальной упаковке своего продукта. Сан-эпидем-станция внутреннего редактора работает через край. Сосредоточенность на техническом совершенстве вывела вибрато из ряда выразительных средств в нечто недостаточное. Скрежет современных струн на басах изгнал "вздохи" и "подъезды", свойственные жильным струнам, музыке Тарреги, Льобета…
Одним словом гитара инструмент очень скользкий и развитие его сложно. И с большими потерями.

Куда движется гитара? Что с ней будет дальше?

Часто спрашивают, а что же происходит в России, в бывшем Союзе? В чём влияние и особенность гитарного дела там и здесь? К сожалению, Запад не интересуется достижениями с нашего Востока. Это факт. Причин много. Одна из них новая. Положение в экономике и т.д. Остаётся одно: живя здесь, изнутри вживлять наши идеи, чем, собственно, и занимаемся. И успешно. Но, как такового, влияния оттуда сюда нет. Просто нет, и всё. Есть одно известное западному гитаризму имя - Кошкин. Фестивальному гитаристу, студенту. Здешние фестивали и просто игра на гитарах - сильно разнятся. Часто в столицах европейских городов ты можешь встретиться с таким низким уровнем преподавания, - будто бы ты оказался в непальской деревне. Но это не значит, что "наши" сильнее. Отдельные наши исполнители сами по себе сильнее. Просто наши талантливые трудяги тем и сильнее, что они талантливее. Но этого не достаточно, чтобы здесь их приняли. Впрочем, этой осенью первая ласточка, ученица моя, победила изнутри, конкурс в Вене… Понимая это, наш ориентир - новые достижения. Мы уповаем на свою школу и ГРАН гитару. Этот инструмент - боец! Он сам себе пробивает дорогу. Наша школа классической гитары здесь - база для подготовки здешних соотечественников к выходу на ринг с ГРАН гитарой. Вот это реально. Время на нашей стороне. Ну, и конечно кропотливая работа, без пережимов и революций…



  КТО? КОМУ?

 

    Очень трудно развязать узел взаимоотношений между Восточной и Западной Европой. И надо ли? Не важнее ли общая картина истории?
    Проблема в нашем зрении. Пример: поклонники семиструнной гитары, говоря о былой славе своего инструмента, приводят фотографии своих кумиров, не замечая, что у тех в большинстве своём гитары двух-грифные, и потому УЖЕ не семиструнные. А если бы они видели фотографии того же времени венских гитаристов, удивились бы сходству покроя платьев, причёсок, да и самих гитар. Только на австрийских фото под такими гитарами написано: австрийский национальный инструмент ШРАМЕЛЬ-гитара (Шрамель - имя венских братьев композиторов, ставшими столь популярными, что словом "шрамель" стали называться музыка, ансамбли и в том числе контр-гитара, - шестиструнка с дополнительными басами). И сами мастера частенько не сидели на месте, а работали и у себя, и в России: как минимум в Москве и Петербурге. Правда, в Австрии по сей день инструмент этот жив и популярен в их хойригенах (Хойригены - национальные едальни со своим вином и своими закусками, пиво там запрещено). Кстати, попутно разобью ещё один миф. В отличие от Германии, Австрия вовсе не пивная страна. Её культура - белое вино. Хотя здесь пьют и пиво, а алкоголиков нисколько не меньше чем в России. Прямо беда! Просто они нашему глазу не сразу приметны, как нам не заметны их гитары на наших фото.

    О Сихре, как об авторе семиструнной гитары пишется, что он чех… Да-то да… Но то была совсе-ем иная Чехия, чем та, что мы имеем ввиду сегодня. То была Австро-Венгрия, тогда Чехии, как таковой, не было. И Сихра писал на родном… немецком! Так же, как и Кафка, спустя много-много лет. Завтра в Грузии не останется ни одного знающего русский, и что? Просто, надо хотя бы помнить, как оно было.

    Есть и для Европы сенсационная мысль. Что не шестиструнная гитара вышла из лютни (что правда) а… семиструнная. Тому свидетельствуют приёмы игры украшений на соседних струнах, переходы в пассажах через открытые струны, делающую семиструнку крайне виртуозным инструментом, и даже строй (!?). А было дело так: двух бандуристов из Малороссии привёз чиновник-хозяин в Германию, дабы обучить модной лютне. А когда вернулись, то удачно вживили полученное в своё родное, и тем сохранили утраченное впоследствии на Западе. Очень похоже на правду! По крайней мере, известный американский издатель Матанья Офи, будучи у нас в гостях, доказывал это с гитарой на перевес. Без всякого иносказания - он играет стоя. И вот, - что опять же интересно, - у него семиструнная гитара потрясающего звучания. Если бы мы увидели такую в пору, когда решается выбор, мы бы стали на её сторону без малейшего промедления! Инструмент новый и какой! И где бы вы думаете сделан?
    - Ну, конечно же в Канаде! - с хохотом отвечает Матанья.
    Понятно, что это "конечно" не могло не задеть нас за живое самим фактом - "made in" Канада. Но в ответ, тут же, Толя Ольшанский достаёт драгоценный экземпляр Шрамель-гитары, гордость австрийского коллекционера, выданный ему для записи на компакт и играет так, как сыграть может сегодня, конечно же, только… русский… В смысле поляк, то есть хохол, или кто его там… короче Толик Ольшанский! А вот и ответ. Глядя и участвуя в истории сегодня, ты понимаешь историю вчера - она продолжается.

    С грановским приветом из Вены! Ваш В.У.

  В ЗАЩИТУ ПОДВОРОТНИ

 

Три позиции
Без подворотни не бывает музыканта. Та щемящая, проникновенная, как её называют "романсовая интонация", рождается именно во дворе. Не при дворе, а во дворе. Там где первая драка за первую любовь, где первое предательство и первая преданность… Эта интонация во всём. И дело не в блатных песнях, и речь не о славе и величии блатарей… Речь о романсовом, романтическом основании. Романсово-цыганская интонация в лирике Блока - дворы Москвы и Санкт-Петербурга. Без этой интонации, в конечном счёте, нет вообще европейской музыки, ни Шумана, ни Шуберта… Увы! Сегодняшние Австрия, Германия - совсем не те, что были раньше. У них не стало дворов (в Испании они есть и называются "патио", о них следует говорить отдельно!). Но я ответственно заявляю: в Европе были дворы (!) в понимании. И люди жили, когда-то, не столь далёкие… Сегодняшние австрийцы такие же родственники Моцарту, как я Наполеону. Их повсеместное Моцарт-шоу - основной вклад в основной доход страны - туризм. Не умеют они играть по-нашенски!
А всё-таки, когда приезжаешь в Эйзенштадт, и видишь дворец графа Эстергази, и входишь в зал, где Гайдн работал дирижером, и в той акустике слушаешь инструменты, созданные для неё такой, в исполнении местных парней (квартет имени Гайдна), знающих эту музыку, как свою родную, и всё происходит в интерьере - наступает полное соответствие. Здесь сами стены тебя учат. Как-то к нам на Венские Семинары ГРАН-Центра приезжали ребята из Тольятти, мы им дали возможность поиграть на знаменитой вилле Клаузнера в Бадене, и на вилле Мозера, и в знаменитой на весь мир Золотой капелле… и они сказали: "Вот это да! Здесь стены учат!" Под стенами понимай - архитектура. Пропорции дворцов, композиции площадей - классические. Точно такие же, как у венских классиков. В том гётевском определении: музыка - застывшая архитектура.

Вот, скажут, как противоречиво высказался автор. Похвалил подворотню нашу, восславил их дворцы. Но есть ещё один аспект к музыке относящийся. Японцы, вообще, принципиально, не могут играть европейскую музыку! Послушайте их: - Квань, чуань, сянь… - речь. С такой речью ни о какой романсовой интонации и речи быть не может! А ведь играют и выигрывают! На то Нью-Йорк. Он им дорогу прорубает. Он ими на рынке торгует. Чтобы Европу душить. А что сами японцы? КАРЬЕРА!!! Занимаются по десять часов в день. Вот пример: рассказывает мой приятель пианист.
- Приходит ко мне на урок студентка. Едва на ногах стоит, трясётся, как в лихорадке.
- Грипп? - спрашиваю.
- Нет, занималась, - говорит, - всё неделю ночами.
- Я спрашиваю: а почему не днём?
- И днём… - отвечает она.
Помня, что ей семнадцать, и ей ещё жить да жить, плюс ведь и толку от её занятий маловато, говорю, что запрещаю ей по столько заниматься. И тут в её кварцевых глазах вижу такую муку наказания!, сравнимую только с посажением на кол.
- А по сколько часов в день мне можно!? - взмолилась она.
- Ну-у, часика по два-три…
- Не-ет!!! Учитель!!! Прошу Вас. Нет!!! Пять…

Вот вам и японцы. В часы занятий, этот островной маленький народ доводит до автоматизма полученную от европейского учителя интонацию, которую он сканирует с точностью компьютера. Но, наладить такой компьютер - ученику даётся нечеловеческими усилиями. Повторяю, их строй языка и речи лишён необходимого для европейской музыки. А почему так стараются? Карьера, плюс островитяне помешаны на Европе, боготворят её, хоть бы и ничего в ней не понимая, плюс, в свою очередь, непонятный нам метод работы. Впрочем, когда я впервые увидел Ванессу Мей, в короткой юбочке до трусиков, с прозрачной скрипочкой из оргстекла, я её даже пожалел. Вспомнил, что у нас в любом провинциальном музыкальном училище девчата играли лучше! Но, что поделаешь, сказал я местным коллегам, всем как-то нужно зарабатывать деньги. А оказалось - на неё валом валят и пластинками её заслушиваются. Не скрипка Страдивари, а вот эта пластмассовая со звукоснимателем греет душу иного сегодняшнего австрийца, ну и, конечно…, ноги. Длинные… Холодные… А может и горячие… Не щупал…

К портрету Курта Родармера, по поводу его приезда в Витебск 2000.

- Мир тесен!, - именно этой сакраментальной фразой позвонил мне Ольшанский весной прошлого года с квартиры на Штурцгассе, что рядом с резиденцией Кайзера - Шонбрун.
- И вам того же, - отозвался я, поинтересовавшись что случилось. К этому времени мы многие разы прослушали попавший к нам из США компакт с записью Гольдбергских вариаций И.С. Баха в исполнении Курта Родармера.
Первое прослушивание случилось у Ольшанского за обедом, и я буквально раскрыл рот, застыв в изумлении, не зная что мне делать с ложкой индийского проса "кус-кус"… Небывалая красота звучания гитары! Фортепиано с тёплым вибрато! "Что это! Толик! Так не бывает!", - вскричал я, оскорбляя хозяйку отказом от её фирменного блюда - котлеты из сои… После обеда, коим нас со своей стороны попотчевал Родармер, мы надолго замолчали. Мы были откровенно подавленны и одновременно возбуждены, как школьники увидевшие НЛО! Толик выразил подозрение, что такой высокий уровень исполнения обязан высокому уровню записи. Неизвестный нам уровень. Изощрённая работа над готовым материалом с помощью компьютера.
- Ну и что!, - возразил я, - записывал-то он себя или кого?
Его запись удивительна уже тем, что её слушаешь с особенным вниманием, она захватывает, покоряет. Нам уже тысячу лет всё неинтересно, мы слушаем только для того, чтобы быть в курсе дела. Одни выпускают альбом, чтобы показать свои достижения, другие, чтобы отметиться. Вот мы все и отмечаем друг за другом. А слушать-то нечего!
Немедленно полезли в Интернет искать, что там знают о появлении новой сверх-мощной звезды. А там фирма SONY-CLASSIC сообщает, что после исполнения Гленом Гульдом Гольдбергских вариаций Баха, исполнение Родармера признанно лучшим. НЕВЕРОЯТНО! Что ж это получается!? Глен Гульд давно в могиле, после него сотни пианистов выпустили свои записи вариаций и тысячи переложений для других инструментов и составов, и на тебе, - лучше всех гитара Родармера! Вошли на страничку молодого исполнителя. А оттуда на фотографии сам он: На-те! Получите! Рядом с Сеговией. Ученик, значит, самого… Та-ак. А на другой фотографии старец - великий слепой Родриго. И письмо Родармеру. Курт, говорит Родриго, играет его музыку очень поэтично и brillant. Спасибо!
Нет человека в мире, кто бы не знал мелодию Родриго из третьей части концерта "Аранхуэс". И этот красивый, молодой, породистого вида артист, успел обворожить таких великих стариков! Всё ясно. Читать послужной список Родармера дальше в тот день было излишне…

Вернусь к тому звонку, где Ольшанский воскликнул с интонацией ура, сакраментальное - "Мир тесен!". Оказалось, Родармер давно знает о нас и нашу ГРАН-гитару, и отзывается о нашем деле не с обычной западной вежливостью, а заинтересованно, ищет контактов.
- Откуда сие известно? - полюбопытствовал я.
- Представь себе, Вовик, с лавочки… То есть, я хотел сказать, что наш общий знакомый случайно оказался рядом с ним на лавочке возле университета в Сан-Франциско. Видит, - парень с гитарным футляром. Решил его протестировать на образованность… Знаешь, говорит, что такое ГРАН? Так и началось…
А ещё через неделю обиженный Боаз Алькаям позвонил. Говорит, сказали бы мне, что ищите связей с Куртом, я его давно знаю, он очередной компакт собирается писать на моей Кларите-Негро…
- Да уж! Тесноват мир, тем более гитарный огородик - подытожил я.

Из переписки выяснилось, что над Гольдберскими вариациями Курт работал 10 лет. И под этот-то проект ему приготовили специальные инструменты знаменитые мастера: Каша и Шнайдер. Выяснилось, что он дружен с потомками Мигеля Понсе, и будучи допущенным к архиву его в Мексике, стал обладателем неизвестных ранее нот… И так далее, и так далее. Отличный мужик, оказался этот Курт. И когда узнали, что Витебск желает невозможного: пригласить к себе того, кого признала самая престижная фирма записи классической музыки в мире, мы обрадовались вдвойне. Гордость овладела нами.
Он спросил, свидимся ли мы там? Мы ответили грановское ЙЕС, на чисто английском языке. Теперь, когда он просит нас подключиться к обсуждению программы своего выступления в Витебске, мы, конечно же, советуем ему играть Родриго, Понсе, и, конечно же, Баха.
Вена, 20 ноября 1999г.

К портрету Анатолия Ольшанского, по поводу его приезда в Витебск 2000.
О ком, о ком, а уж о Михалыче мы знаем что сказать! Я имею в виду, конечно же, не любого Михалыча, а Анатолия Михайловича Ольшанского, 56-го года рождения, уроженца города Челябинска, гитариста, композитора, автора ГРАН гитары, издателя… Ограничусь троеточием, чтобы не пуститься в дальнейшие перечисления деятельности уж слишком многостороннего человека. Мы знакомы с 1967 года - и это, так сказать, основания.
…Прежде, чем пойти на свой первый урок к преподавателю, двенадцатилетний серьёзный Толик решил подготовиться как следует. За неделю выучился бегло играть аккорды, свободно аккомпанируя любой дворовой песне…
К первому экзамену, через пол года, он решил уже больше никогда не смотреть на гриф… а смотреть в окно, на пацанов, что катаются на горке, - чтобы не отвлекаться на экзаменационную комиссию. И я помню, как его захватили события за окном, он вытягивал шею, и даже привставал, чтобы получше видеть. А мы в комиссии открыли рот от изумления, глядя на его безошибочно уверенную игру не по возрасту сложных пьес. И стало ясно, что в нашем городе появился Моцарт. И ещё один образ, чтобы окончательно представить себе о ком идёт речь.
…Hollywood Bowl перед началом концерта Пола Маккартни. Лос-Анджелес 1993 год. Два здоровенных "шварцнегера" из охраны Пола Маккартни волокут Толика под руки пред светлые очи Самого, пожелавшего взглянуть на ГРАН гитару. Я сзади. Вижу подошвы широких сандалий Толика, они потешно цепляются носками за асфальт… Не замечая комичности положения, он, схваченный под локти, на ходу расчехляет ГРАН и… , прежде, чем его поставят на ноги перед караваном, где у двери стоит Пол в зелёном шёлковом халате, а из-за плеча выглядывает Линда, - начинает лихо наигрывать Black Birds… Образ, ставший легендой, хорошо описанный С. Смирновым. Такое не придумаешь! И всегда всё делается с улыбкой обаятельной. Толик, готовый по дружбе на любой подвиг!
И что же он, такой, делает сегодня на Западе? Продолжает оставаться самим собой. Изобретает. Осваивает любую сложность. К примеру: пришёл знаменитый виолончелист, сказал, что ему хотелось бы использовать ГРАН в концерте, завтра… И обладающий скрипичной техникой, он хотел бы например, запустить "Полёт шмеля", да так, чтобы кое-где и в унисон с ГРАНом… А мы-то знаем с какой скоростью он его запускает… Ничего, Толик не умеет отказывать. До завтра - море времени. И… Конечно же сыграл. На память. С одной репетиции. Есть вещественные доказательства - запись…
Кто-то ехидно заметит, что вхождение в мир музыки Курта Родармера заметили и поприветствовали великие старики: Родриго, Сеговия. Ну так у них там своя история, а у нас своя! Было дело: Иван Семёнович Козловский поприветствовал аккомпанирующего ему парнишку-Толика. Сам Леонид Ильич Брежнев, на концерте в Барвихе, рассматривал, приподняв свои мохнатые брови, молодого человека Толика, - вот так же близко, как вы сейчас эти строки…

А что же делает Ольшанский для себя лично? А для себя лично он увлёкся "экранизацией" литературы Гоголя, Достоевского, Пушкина. Это такие картины. По другому их назвать не могу. Вот названия некоторых из них: "Сорочинская ярмарка", "Ретроспективный портрет Свидригайлова", "Последняя встреча" (то место из романа, где Татьяна приходит в дом Онегина…), "Сны Клеопатры", "Путешествие Марко Поло" и прочее. Их нельзя причислить просто к музыкальным иллюстрациям. В них серьёзный взгляд на литературу сквозь призму звучания нового инструмента. И здесь его изобретательность достигает невероятного.
На этом придётся ставить точку, или писать и писать дальше… Но это годится уже для более объёмного издания.

С уважением В. Устинов. Вена. Декабрь 1999г.

  Фестиваль Гитарной Музыки "МЕНЕСТРЕЛЬ'2000"

 

Анатолий Ольшанский

Витебск известен не только как фестиваль гитарной музыки "Менестрель", но и как Международный фестиваль современной хореографии (IFMC), зарекомендовавший себя на достаточно высоком уровне. Организаторы "Менестреля", руководители фирмы "Арт Марк" (Витебск) Марина Романовская и Эдуард Чернивчан проводили невероятную работу в течении 12-ти лет, чтобы "Менестрель" стал популярен и широко известен: концерты проходят всегда при полных залах, состав участников престижен, освещение в прессе на таком уровне, что это можно сравнить, пожалуй, с избирательной кампанией. Я не шучу, поскольку как один из участников провёл столько конференций и дал столько интервью за 10 дней, как не всякий депутат в период предвыборной кампании. Другими словами: участие в таком фестивале - настоящий праздник для музыканта.
… Пилот самолёта, на котором я возвращаюсь из Москвы в Вену, объявил, что мы пролетаем сейчас над Витебском. Это прозвучало для меня, начавшего писать статью в полёте, символично: фестиваль открывался именно в Витебске, - родине "Менестреля" и Марка Шагала…
Основных исполнителей в концертной программе фестиваля было три: Курт Родармер (США), Ян Скрыган (Беларусь) и я, Анатолий Ольшанский (Россия). Геннадий Емельянов, витебчанин, принимал участие в открытии фестиваля с программой из музыки современных европейских композиторов и собственными композициями. Для начала ограничусь кратким, но существенным представлением выступающих, а дальше посмотрим…
Гость из США, Курт Родармер - из пионеров гитарных исполнителей, следующих идее не традиционного гитарного репертуара на нетрадиционной гитаре, т. е. специально заказанной под конкретную музыку. К этой идее мы ещё вернёмся, но наперёд скажу, что на свою первую "пионерскую" задачу записи "Гольдберг Вариаций" Баха он потратил 10 лет(!), приступив к ней уже в медовый месяц в возрасте 26-ти лет. И был награждён успехом за такой труд: запись была куплена престижной фирмой и стала бестселлером. Курт не только выдающийся студийный музыкант, его выступления на фестивале показали высокий класс концертного исполнения. Исполнение на "бис" "Арабского каприччио" Тарреги может вызвать зависть у многих гитаристов, переигравших эту пьесу, - настолько живой, свежей и красивой он представлял её. Основой программы были произведения Баха и Понсе в собственной редакции.
Программу основных концертов открывал белорусский гитарист Ян Скрыган (Минская Академия Музыки, класс Валерия Живалевского). 21 год и уже участие в 5 конкурсах при полных 3-х победах. На сцене обаятелен, что, как вы понимаете, очень уместно, играет крепко, чисто и живо. А в жизни с выраженным чувством юмора. Вынослив. В Могилёве случились "неполадки" в публике и начинать концерт было, прямо скажу, "стрёмно", - Ян же за два раунда управился достойно, за что и получил мои восторженные отклики после. Играл он и Баха и Понсе и белорусскую музыку в авторских сочинениях Живалевского и Дениса Асимовича. Последние мне понравились больше его задушевной манерой исполнения. В целом же, он достойный высоких перспектив музыкант.
Моя программа пестрела жанрами и стилями музыки. Мне предстояло за одно отделение не только самому показаться, но и полно представить моё с Владимиром Устиновым изобретение - ГРАН гитару. Отсюда, мы ещё в Вене решили сделать выборку из моих концертных программ, чтобы наиболее яркими пьесами представить в первую очередь сам инструмент, поскольку он очень широк в диапазоне характерных звуков и тембров, имитаций других инструментов. Вот и подобрались пьесы из программ: классической (Фрескобальди, Пёрсел, Бах), русско-цыганской, восточной, джазовой (Гершвин), авторской и венской (Штраус). Не хватало только поп-программы, на которую уже не хватало времени, да и завывания электрогитарных подтяжек могли уже не вместиться в представление слушателя об акустической гитаре. За 10 лет путешествий с ГРАН гитарой по миру все эти программы звучали в отдельности не единожды, отражая периоды наших открытий в инструменте и разнообразную музыкальную среду, принимавшую нас. Мои опасения на счёт чрезмерного разнообразия, благо, не оправдались: принимали меня хорошо. Спасибо!
Впервые "Менестрель" проходил в разных городах, - стал "выездным": Витебск, Полоцк, Могилёв и Минск. Кроме концертов в программе фестиваля были и мастер классы Курта Родармера, пусть о них напишет кто-нибудь ещё, бывший на них. Меня очень интересовала общая картина концерта трёх не только разных музыкантов, но и гитар. Если я ещё мог слушать из зала моих коллег, то себя уж никак. Поэтому по моей просьбе удалось сделать запись всего концерта из огромного зала Дома Офицеров в Минске. Эту запись сейчас и везу в Вену, где мы в нашем ГРАН Центре серьёзно обсудим её и допишем статью уже на пару с Устиновым. А пока самолёт нещадно гудит, я начну разговор о гитаре…
Каждый из нас был оригинален не только по возрасту, гражданству и концертной программе, но и по представленному инструменту, название которых хотя и "гитара", но принципиально различных по конструкции, - своеобразная история развития гитары.
Ян играл на традиционной, классической гитаре работы известного японского мастера Коно. Её он получил, выиграв 1-ю премию на конкурсе в городе Тыхи (Польша, 1998 год). Гитара мне не понравилась. Она была достаточно громкой, - такое качество, безусловно, выигрышно на слушателя в большом зале, но в данном случае это, скорее единственное утешение музыканта, получившего инструмент не по выбору. А если взять и оценить ту незначительную разницу в громкости гитар вообще, выраженную в децибелах, то и объясниться на эту тему, например, с дирижёром оркестра не удастся совсем. Поэтому я и предпочитаю говорить о наших, - как мы порой игриво называем гитары, - "лушпайках", "кастрюлях", "поленах" с позиции их голоса, их слышимости, куда в первую очередь входит характер звука, его тембр. Как раз с этой позиции мне и не понравился японский инструмент, бухающий в непосредственной близости от исполнителя и "простоватый", мягко говоря, в зале. Надо сказать, что это довольно часто встречающийся недостаток гитар, - своеобразная жертва мастера в угоду громкости.
Совсем иное дело с гитарой Курта, сделанной Ричардом Шнайдером (США) по системе Каша в 1987 году. Она, "Кассандра", как и её сверстница "Бланка", были заказаны Куртом специально для записи "Гольдберг Вариаций" Баха. Они обе охватили фортепьянный диапазон в 5 с половиной октав, позволив исполнить вариации нота в ноту. Напомню: компакт диск с записью "Гольдберг Вариаций" был выпущен фирмой "SONY CLASSICAL" и стал бестселлером в разделе классической музыки. Даже послушав отрывки в Интернете (http://www.ppr.com) можно убедиться насколько это грандиозная работа, на которую ушло 10 лет!
Так вот, гитара, с которой Курт приехал в Беларусь, и есть то новое, куда традиционная, испанская, классическая гитара сегодня перевоплощается. В этой гитаре есть явный, отличительный характер звука, проявляющий себя и в комнате и в зале. В аккордах отчетливо слышен каждый звук, они не так сливаются, как в традиционной гитаре, это скорее напоминает фортепьянную фактуру. В отдельном звуке по составу как бы слышится ядро и мякоть. Уступая по громкости гитаре Коно "Кассандра" выигрывала привлекательностью своего живого тембра, настраивающего внимание и слух по-особому. Да и выглядит она необычно: корпус больше испанской гитары, а розетка расположена в верхнем овале, справа от накладки грифа, - области на деке обычной гитары, практически не задействованной в формировании звука.
Напротив, ГРАН* гитара, на которой играл я, хотя и отличается координально от известных нам гитар, но выглядит абсолютно "классически". Разобраться из зала, что в ней сдвоенные пары нейлоновых и металлических струн и спрятанные за головкой грифа дополнительные колки, невозможно. Помимо того, что ГРАН гитара имеет оригинальную акустику и множество звуковых и тембральных эффектов, она изначально звучнее своей предшественницы - испанской гитары. Это не только из-за большего количества струн, но и за счёт тембра металлической струны, придающего отдельному звуку пары яркость. Сыгранная мелодия на сдвоенной струне под аккомпанемент нейлоновых струн воспринимается яснее, как будто исполняется ещё другой гитарой со звучным голосом. На фестиваль я привёз нашу последнюю модель, сделанную московским мастером Александром Козыревым. Конструкцию верхней деки можно назвать интернациональной: за основу была взята схема Смолмена из Австралии, адаптирована к ГРАН гитаре Гилберотм из США, опробована Гонсалесом из Испании и, наконец, зазвучала в России.

благодарность организаторам за такое сводничество

* "ГРАН" - это аббревиатура: Гитара Российская Акустически Новая. Изобретен в 1987 году и запатентован Анатолием Ольшанским и Владимиром Устиновым.

 

  вверх