Итак, XXI Международный фестиваль современной хореографии в Витебске состоялся с 26 по 30 ноября. Предлагаю читателям «отчёта об IFMC'2008» сценарный вариант его проведения, не претендующий на профессиональный «разбор полётов».
Фестиваль прошёл под девизом «21-ый в 21-ом веке» и был посвящён не охватившему планету экономическому кризису, а его виновнику – современному человеку. Что, в принципе, отличает нас от людей 19-ого, 17-ого или 15-ого веков? Можно заглянуть в историю и поглубже. Если смахнуть с чаши весов все прелести технического прогресса, которые при внимательном рассмотрении делают современников ещё более несвободными, и оставить самую суть, то ничего. Страницы истории пестрят удивительно схожими биографиями отдельных людей и целых народов. Поколение за поколением люди испытывают те же чувства, испытывают себя переделами мира, крушениями и взлётами, так же любят, верят и надеются. Если бы не искусство, то история земной цивилизации была бы похожа на кипу стандартных бланков, заполненных под копирку. Благодаря искусству, в том числе и такому хрупкому, как хореография, мир представляет собой самую красивую живопись в мире, в центре которой человек – с его страстями, идеями и тайной.
Прелюдией к концерту открытия послужил хореографический пролог в исполнении солистов Алексея Расторгуева, Алексея Колбина и Максима Галкина (театр «Балет Евгения Панфилова»), Дениса Бородицкого, Марии Артёмовой и Егора Маслова (Boroditski Denis Dance Company), Дмитрия Залесского (Театр современной хореографии «D.O.Z.S.K.I.») и примкнувшего на завершающем этапе Джемала Барнса из США на фоне видеоряда с символической сменой дат проведения фестиваля. Это было красиво и уникально во всех смыслах. А потом на сцену вышли коллективы-участники. Это всегда красиво и зрелищно.
В Международном конкурсе фестиваля принимали участие:
Группа современной хореографии «ТАД», Гродно, Беларусь
Студия современной хореографии «Параллели» Анастасии Маховой, Витебск, Беларусь
Проект Владимира Иванова, Минск, Беларусь
Black O!Range Jazz Ballet, Киев, Украина
Gabbasov Sisters Company, Алматы, Казахстан
Театр-студия современной хореографии Дины Юрченко, Витебск, Беларусь
Театр танца Ольги Зиминой, Сарапул, Россия
Театр современной хореографии «D.O.Z.S.K.I.», Минск, Беларусь
Творческая мастерская Lelio, Киев, Украина
D.TigerS, Херсон, Украина
Театр студия современной хореографии, Москва, Россия
Marta Ladjanszki & Co., Будапешт, Венгрия
Театр танца Эльвиры Первовой «Скрим», Самара, Россия
Группа современного танца и перформанса «Voices», Кишинев, Молдова
Проект Натальи Ибрагимовой и камерный балет «Пантера», Казань, Россия
Kaunas School of Choreography, Литва
Солисты театра оперы и балета г. Ханьчжоу, КНР
Boroditski Denis Dance Company, Москва, Россия
Затем на сцену поднялся 1-ый заместитель министра культуры Беларуси Владимир Рылатко, поприветствовал зрителей, город и участников «самого изысканного фестиваля» Республики. В открытии приняли участие группа современной хореографии «ТАД», проект Татьяны Островерх и театра танца «Soul B», «Boroditsky Dennis Dance Company», театр «Балет Евгения Панфилова» и «Gauthier Dance».
«ТАД» показал новую работу «Структуры, формы и тела». Идея этой, как и целой серии миниатюр, родилась у Дмитрия Куракулова под впечатлением прочитанного о художественных поисках Леонардо да Винчи. Кстати сказать, прототипом рекламной афиши фестиваля стал фрагмент композиции «Парайдолие» из этого же цикла миниатюр.
Сегодня, в 21-ом веке, любопытно просто поглядеть на процесс проигрывания пластинки на граммофоне. Это же самый настоящий ритуал. Открывается тяжёлая крышка, извлекается никелированная изогнутая трубка, поворачивается огромный блестящий набалдашник, в него вставляется остро заточенный металлический стержень, потом надо повращать ручку, медленно опустить иглу на пластинку – шум, треск и вдруг появляется звук. Фантастика. Может быть, глядя, как кружится фарфоровый диск, под характерный скрип иглы и чуть искажённый временем голос, Евгению Панфилову и пришла в голову мысль рассказать о красивых и сильных русских песнях в исполнении Ивана Суржикова. Так, на сцене концертного зала «Витебск» вновь ожили «Восемь русских песен» в исполнении театра «Балет Евгения Панфилова». Под занавес концерта театр исполнил «То, что я никому не сказал» в постановке Ицика Галили.
Специально для фестиваля потрудились член экспертного совета Татьяна Островерх и театр танца «Soul B» из Киева. Это не первый их опыт совместного сотрудничества, поэтому в максимально сжатые сроки на свет появилась миниатюра «Механика отражений». Премьера украинцев зрителям запомнилась, об участниках стоит сказать следующее. Татьяна Островерх – опытная танцовщица, магистр хореографии, балетмейстер, педагог, автор нескольких руководств по изучению современного танца, режиссёр-постановщик телевизионных проектов. Театр танца «Soul B» - один из ведущих коллективов современного танца Украины, обладающий профессионально образованными танцовщиками и служащий своеобразной базой развития и популяризации современного танца у себя на Родине.
Денис Бородицкий, без сомнения, является яркой фигурой московского contemporary dance. Обладая уникальным танцевальным опытом, профессиональными знаниями и прекрасными исполнительскими данными, показывает экспрессивный и динамичный танец. Опыт хореографа у Бородицкого небольшой и иногда складывается впечатление, что его постановки носят скорее интуитивный характер, когда тело отзывается и следует содержанию и настроению музыки. Но опыт дело наживное, а мастерство исполнения и искренность танца никто не отменял. Из официального резюме компании: «Boroditsky Dennis Dance Company – авторский синтез академических хореографических форм, современных танцевальных техник (от джаза до модерна) и всех необходимых сценических ингредиентов, помогающих сделать танцевальное высказывание полным». Впрочем, в «Божественном опусе» не было спецэффектов. Они и не нужны, потому что на сцене были люди, умеющие слышать, видеть и танцевать.
И, наконец, в концерте-открытии фестиваля выступали гости из Германии Gauthier Dance - резидент-компания Штутгартского театра, созданная Эриком Готье в 2007 году. В течение 10 предшествующих лет Готье, будучи солистом балета, появлялся практически в каждой мировой премьере театра. Он танцевал в постановках и непосредственно работал со всемирно признанными хореографами, включая Ханса ван Манена, Джона Ноймайера, Йиржи Килиана, Ицика Галили и многими другими. Особую известность ему принесло выдающееся исполнение пяти балетов Уильяма Форсайта. Метеор немецкой танцевальной сцены, Готье известен своей оригинальной и юмористической хореографией, что и продемонстрировал с помощью жизнеутверждающих «Ballet 101», «Air guitar» и «Solo» на высочайшем профессиональном уровне.
На следующий день в концертном зале «Витебск» начался закрытый тур конкурса, а публичная программа фестиваля перекочевала в зал Витебской филармонии, где Гунилла Хейборн представила свой спектакль «А Вы счастливы?». Выступление шведской компании для Витебского зрителя было любопытным по целому ряду причин. Во-первых, форма. Как правило, IFMC отдаёт предпочтение всё-таки танцу. Что касается постановки, то это синтез театра, пластики, вокала и других сценических решений. В центре внимания обыкновенный человек с его мыслями по поводу окружающих реалий. Хореограф подчёркнуто не даёт «развернуться» танцорам, требуя от них максимальной реалистичности в предложенных схемах поведения. Костюмы, световое и музыкальное решение практически идентичны атмосфере повседневного быта. Вывода о смысле жизни спектакль не даёт осознанно, может быть, лишь рекомендует смотреть на мир без пафоса и относиться к происходящему с известной долей юмора. Про юмор. Дело в том, что оригинальное название спектакля «Картофельная страна», что учитывая исконное прозвище белорусов «бульбаши», неминуемо вызвало бы ажиотажный зрительский интерес в поисках скрытого подтекста. И так как трудно искать в тёмной комнате чёрную кошку, особенно, когда её там нет, по согласию сторон был утверждён «белорусский вариант» названия. На спектакле это не отразилось, молодая часть аудитории, владеющая английским языком, восприняла выступление с интересом. Проект состоялся благодаря центру современного искусства Loco Motion при поддержке Шведского института и Совета по культуре Швеции.
В первой половине дня продолжался закрытый тур конкурса. Вечером занавес открыл «Вечер премьер». «Крепостной балет» из Санкт-Петербурга представил репертуарный модерн-балет «Дождись ангела». Мнения по поводу работы разные. Разумеется, жителям столиц, избалованных наличием прославленных театров и театральных фестивалей, балет, может быть, и не принёс открытий. В нашем случае, ложка к обеду всё-таки дорога. Потому как среди вала безвкусицы и «новых слов» в искусстве, на сцене был ясный, светлый, выстроенный на принципах и традициях русского классического драматического театра спектакль, и при этом без единого слова. Вся драматургия решена языком современного танца. Искренне завидую тем, кто имеет возможность видеть такие постановки через день. Один только вопрос - где?
«Casting off». Идея, хореография и постановка – Лариса Александрова. Исполнение – театр «Балет Евгения Панфилова». Если бы фестиваль состоялся в ранее утверждённые сроки, то есть на одну неделю раньше, то вряд ли бы мы имели удовольствие видеть спектакль первыми. Справедливости ради надо сказать, что настоящая премьера должна состояться чуть позже в рамках Екатеринбургского фестиваля «На грани», к которому и была приурочена. Но нам всё-таки повезло, и первый публичный показ состоялся в Витебске. Сильная постановка. Из-за кулис составить полноценное впечатление не удалось, невозможно было увидеть всю полноту картины, но отдельные сцены, которые прошли прямо перед глазами, очень впечатлили. Казалось, ещё чуть-чуть и спектакль ответит на сакраментальный вопрос: «Почему природа человека столь несовершенна?». И ещё было непривычно видеть артистов театра Панфилова в несвойственной им технике и манере исполнения. Но справились.
Открытый тур или публичные выступления участников финала конкурса. О результатах конкурса чуть позже, а сейчас о премьере данс-спектакля «Глиняный ветер» Екатеринбургского «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова. Удивительный человек Сергей Смирнов - дважды обладатель Золотой маски, нашедший ключ к успеху, с помощью которого мог бы методично и поступательно открывать двери к очередным наградам и званиям – поступает абсолютно нелогично. Хореограф собственными руками выбрасывает этот самый ключ за окно своей мастерской, думает, собирает труппу и отправляется в путь, в никуда. В путешествии «эксцентрики» делают остановки, размышляют над увиденным и делятся своими впечатлениями с нами – с зрителями. Осмелюсь предположить, что в данном спектакле Смирнов не задаётся вопросом «Откуда мы?», скорее пытается понять «Что нас сделало такими, какие мы есть?». В любом случае, «Глиняный ветер» даёт вам волю пофантазировать и поразмышлять вместе с автором.
Гала-концерт, а значит можно назвать Лауреатов и обладателей специальных премий конкурса. Премия «За оригинальность идеи и убедительность художественных образов» вручена за балет «Комната тонких нитей» театру танца Ольги Зиминой, Сарапул. Хореограф Ольга Зимина в дуэте с молодой танцовщицей Евгенией Глуховой играли историю взаимоотношений матери и повзрослевшей дочери, со всеми вытекающими перипетиями и коллизиями – от любви до ненависти, от полного отчуждения до безмерного обожания.
«За искренность воплощения патриотической темы» - премия за балет «Зов белых журавлей» в исполнении театра танца Эльвиры Первовой «Скрим», Самара. Хореограф – Эльвира Первова. Балет посвящён войне, как явлению. Конечно, в основе лежат события и Второй мировой, и недавняя цепь событий на Кавказе. Сложная тема по всем статьям. Уж очень много мастеров самого разного жанра убедительно и красноречиво рассказали о неотъемлемом спутнике человека. Но назовите с ходу хотя бы десяток заметных произведений о войне на языке хореографии, а тем более современного танца? Да, есть недостатки у спектакля, но танцевали они действительно искренне и проникновенно.
«За самобытность хореографии» - премия группы современного танца и перформанса «Voices» за одноактный балет «Связи». Спутать свободный, лаконичный, яркий, тонкий стиль группы с кем-то другим невозможно при всём желании. Если бы ещё можно было переживать идею спектакля только на сцене.
Премия «Перспектива» была вручена хореографу Светлане Быстрицкой за дуэт в исполнении солистов «D.TigerS», Херсон. Надеемся, что миниатюра «Двое» оправдает своё название. |